Вокруг света восемьдесят лет назад: кругосветное путешествие ŠKODA Rapid

За 97 дней поездки, из которых 44 дня компаньоны Братислав Ян Прохазка (Břetislav Jan Procházka) и Йиндржих Кубиас (Jindřich Kubias) провели за рулем автомобиля, экипаж в среднем преодолевал по 630 километров в день, продемонстрировав тем самым исключительную надежность модели ŠKODA. Путешествия на дальние дистанции за рулем ŠKODA Rapid и ŠKODA Popular общей протяженностью свыше 52 000 километров привлекли внимание мировой общественности.

«Кругосветное путешествие, которое совершили Братислав Ян Прохазка и Йиндржих Кубиас, требовало большой выносливости — как от людей, так и автомобиля», — поясняет Андреа Фридлова (Andrea Frydlová), руководитель музея ŠKODA в Млада-Болеславе. — Успех этого автопробега доказывает отличные характеристики и высокое качество сборки моделей ŠKODA уже в те времена. Организовав это кругосветное путешествие в середине 1930-х, г-н Прохазка и г-н Кубиас внесли значительный вклад в узнаваемость и популярность бренда ŠKODA на международной арене".

Кругосветное автопутешествие стартовало 25 апреля 1936 года в Праге. Экспедицией с участием ŠKODA Rapid общей протяженностью 27 700 км руководил пражский предприниматель Братислав Ян Прохазка (1897-1971). Вторым пилотом выступил его напарник Йиндржих Кубиас (1909-1967). Кругосветное путешествие было совершено за рулем ŠKODA Rapid, незначительно модифицированного под нужды длительной поездки. Модель оснащалась трубчатой хребтовой рамой и четырёхцилиндровым двигателем объемом 1,4 л и мощностью 31 л.с.

Автомобиль имел независимую подвеску и был оснащен гидравлическими тормозами. Модель оказалась превосходным выбором и для бездорожья, ведь в то время большая часть дорог были гравийными. Кругосветное путешествие в общей сложности заняло 97 дней, из которых 53 дня ушли на морские перевозки и таможенные процедуры.

Начав свое путешествие в Чехословакии, Прохазка и Кубиас пересекли Германию, Польшу, Литву, Латвию и добрались до территории бывшего СССР. По пути из Москвы в Баку, столицу Азербайджана, команда ŠKODA Rapid остановилась на целый день в российском городе Калуга. Символично, что именно здесь сегодня располагается завод ŠKODA, с конвейера которого сходит современный ŠKODA Rapid — потомок той самой знаменитой модели.

После переправы через Каспийское море Rapid пересек Иран, где экипажу пришлось пережить суровую песчаную бурю. В результате из-за потерянного времени Прохазка и Кубиас были вынуждены преодолеть путь от пакистанской Кветты до Мумбая всего за три дня, чтобы успеть на паром из Индии в Шри-Ланку. Проехав Малайзию и Сингапур, путешественники сели на борт корабля, который доставил их через Гонконг и Шанхай в японский город Кобе. Далее экипаж проследовал мимо Гонолулу и достиг Сан-Франциско. Спустя 5 300 километров, 100 часов и 55 минут пути они, наконец, достигли Нью-Йорка, побив предыдущий рекорд почти на девять часов. Последний этап стартовал во французском городе Шербур — далее экипаж направился в Париж и, миновав Нюрнберг, финишировал в Праге.

Ключевые факты о кругосветном путешествии ŠKODA Rapid 1936 года

Модель

ŠKODA Rapid 1.4 SV

Продолжительность путешествия

97 дней

...время, проведенное за рулем

44 дня

Пересеченные страны

15

Пересеченные континенты

Европа, Азия, Северная Америка

Километраж, преодоленный за рулем ŠKODA Rapid

27 700 км

Максимальная дистанция (за день)

около 1000 км

Минимальная дистанция (за день)

50 км

Общий расход топлива

2 820 л

Средний расход топлива

10,2 л на 100 км

Общий расход масла

54 л

Транспортные расходы

> 89 600 крон (в 1936 году)


52 000 километров через всю Африку за рулем ŠKODA Rapid

Уже в 1934 году автомобиль ŠKODA Popular совершил путешествие протяженностью 15 000 км из Праги в Калькутту. Удивительные приключения Франтишека Александра Эльстнера (František Alexander Elstner; 1902-1974) и его супруги Евы были не менее легендарными. С февраля по май 1936 года супружеская пара преодолела 25 000 километров по территории США, Мексики и Испании, передвигаясь за рулем ŠKODA Popular 1.0 SV с мощностью двигателя 21 л.с. Два года спустя пара совершила путешествие дистанцией 6 000 км за рулем ŠKODA Popular 1100 OHV с двигателем мощностью 30 л.с., проехав через всю Аргентину в Буэнос-Айрес всего за двенадцать дней.

В июне 1936 года Станислав Шкулина (Stanislav Škulina; 1908-1961) и его супруга Мария в своем ŠKODA Rapid отправились в двухлетнее путешествие по Африке. Маршрут этого автопробега общей протяженностью 52 000 километров стартовал в Дакаре и пролегал через экватор до промежуточной точки в Йоханнесбурге, Южная Африка. После сервисной остановки у местного дилера ŠKODA экипаж продолжил свой путь к Мысу Доброй Надежды и через Египет и Средиземноморье вернулся в Прагу 18 мая 1938 года.

Современный ŠKODA Rapid продолжает историю успеха предшественников

Чешский автопроизводитель представил современный ŠKODA Rapid в 2012 году, запустив эту модель в серийное производство. Модель стала первой полностью выполненной в соответствии с новым фирменным дизайном ŠKODA. Уже год спустя дебютировала версия ŠKODA Rapid Spaceback. Обе версии приобрели мировую популярность; в первой половине 2016 года клиентам было продано более 102 600 автомобилей ŠKODA Rapid по всему миру. Помимо производства на основном заводе в Млада-Болеславе модель Rapid также сходит с конвейера в Ичжэне (Китай), Калуге (Россия) и Пуне (Индия).


Назад